Андрей Платонович Платонов (1899-1951). Во многом на творчество писателя повлияла семья, привившая Андрею Платонову любовь к ценным знаниям. На момент революции Платонову было 18 лет, она сыграла в его жизни важную, благотворную роль.
По мнению Андрея Платоновича, путь к становлению, как писателя пролегал не через гуманитарные науки, а через технические направления, поэтому он стремился стать пролетарским писателем. Так, Платонов пишет своим языком, он продолжатель традиции классического русского стихосложения.
Андрей Платонов как публицист - ультра революционер. Он верит, что революция - это не просто политический переворот, не просто смена экономической информации. Он хотел воспевать революцию в одиночестве, а государство этого не прощало.
В 1921 году в России случился страшный голод, для Платонова это был сильный удар, потому что, ему казалось, что после победы революции не может быть таких катастроф, что революция - это рывок в счастливое будущее. Вдруг оказалось, что самым главным врагом для человека оказалась природа (засуха - голод). Платонов писал в публицистических статьях:
"Природа ведет наступление на Россию. Природа – белогвардеец".
"Природа – враг, которого надо уничтожать, с которым надо бороться".
"Платонов очень русский писатель" В нем понимание сути русского национального мышления, которое не знает пределов, не знает удержу, сказалось в наиболее концентрированном виде. Ему мало просто заклеймить словами голод и призывать общественность бороться с голодом в своих стихах. Писатель пошел руками реально бороться с этим голодом.
Платонов считал, что любой писатель должен сначала руками что-то сделать, чтобы заслужить право писать.
Ранняя проза писателя "кипит" самыми фантастическими сюжетами, желание устроить будущее иначе, чем как видели его коммунисты - яркая, отличительная черта ( "Эфирный тракт" писатель также обращается к прошлому)
В повести "Эпифанские шлюзы" катастрофа разрушает естественный ход вещей. Для Платонова мир вне катастрофы невозможен.
Платонов был сатириком по одной единственной причине - он слишком сильно любил революцию. В «Городе Градове» сарказм вызван обостренным страхом и любовью к советскому строю, непримиримостью к его изъянам. Выпуская сатирические статьи, он в первую очередь старался очистить священную сторону революции от оскверняющей её бюрократии. Этим и объясняется весь пафос в произведениях.
«Сокровенный человек» стал для писателя временным преодолением трагического видения жизни. Показан пример героя живучего, героя бессмертного. Идея - преодоление гражданской войны - воскрешение всех живых и всех мертвых.
Примером произведения посвященного коммунизму и революции является "Чевенгур" - (1927-1928) одно из самых великих русских романов ХХ века. В нем Платонов представляет попытку понимания революции, ему очень дороги люди которые делают ее, которые верят в коммунизм. Автор показывает соединение нежности и жестокости, создавая эффект книги - она проникла в суть того что происходит в русской истории.
В 1929 году наступает год перелома, год коллективизация. А. Платонов посвятил этой теме хронику "Впрок" и повесть "Котлован"(там было много гротеска, иронии, сатиры). Автор не подвергал сомнению общую идею правильности того что делается в стране. В повести "Котлован" обращает на себя внимание противоречия между тем что автор хотел сказать и что у него сказалось (смерть девочки). Платонова двигала невероятная тревога, он понимал, что страна куда-то не туда идет, что-то не так. Именно эта тревожность трактовала лучшие страницы его творчества.
Язык Платонова цепляет, это главное, что есть в его произведениях. У него много фраз, взятых из плакатов и радиопередач.
Он - писатель пролетариата, живущий своими идеями.
Платонов никогда не разочаровывался в революции, а лишь хотел помочь людям понять её суть и помочь власти. Пьеса "Шарманка" - видение Платоновым диалога между Советским Союзом и Западной Европой. Он верит "слабый голос человека", верит в творчество, верит в нежность и человеческие чувства.
После войны Платонов пишет рассказ "Возвращение" - о том, как людям сложно возвращаться в мирную жизнь. Все ложные представления о войне, "Война спишет все" , сломало не одну судьбу, разрушило не одну семью, а заслуга в этой победе лежит на тех, кто сражался на фронте, и на тех, кто в человеческих условиях ковал победу в тылу.
“Платонов – смотритель изначальной русской души”.
В 1951 году Андрея Платонова не стало. Его смерть тогда не произвела большого впечатления. Только в 60-е, 70-е годы наследие писателя стало возвращаться в наше сознание.