Стихи Платонова поражают невероятной гладкостью, опытностью, своей умелостью. Проза писателя оригинальна, ни на кого и ни на что не похожа. А. Платонов пишет своим языком, он продолжатель традиции классического русского стихосложения.
А. Платонов как публицист - это ультра революционер. Он верит, что революция - это не просто политический переворот, не просто смена экономической информации. Революция для него - это переворот космический, идеологический; переворот, который откроет людям совершенно другие горизонты. Он хочет воспевать революцию в одиночестве, но государство этого не прощает.
Ранняя публицистика и поэзия Платонова - это радостный "плен мечты", желание устроить будущее страны и всего мира иначе. Для писателя нормой является катастрофа. Мир вне катастрофы невозможен.
А. Платонов о голоде 1921 года: "Природа ведет наступление на Россию. Природа - белогвардеец", то есть природа - враг, с которым надо бороться. Отличие А. Платонова от других писателей состоит в том, что ему мало просто заклеймить словами голод и призывать общественность бороться с голодом в своих стихах, писатель пошел руками реально бороться с этим голодом.
Платонов считал, что любой писатель должен руками заслужить право писать.
Сарказм Платонова в "Городе Градове" вызван обостренным страхом и любовью к советскому строю, непримиримостью к его изъянам. "Сокровенный человек" стал для писателя временным преодолением трагического видения жизни.
"Чевенгур" - это диалог с утопией, роман о русской революции как о конце истории. История о том, как социализм сам зарождается на русской земле, там нет идеализации революции. Коммунизм погибает и Платонов его хоронит. В 1929 году наступает год перелома, год в котором наступает коллективизация. А. Платонов посвятил этой теме хронику "Впрок" и повесть "Котлован". Там было много иронии, сатиры. В повести "Котлован" обращает на себя внимание противоречие между тем, что автор хотел сказать и тем, что у него сказалось. Автор заканчивает послесловием : "Погибнет ли СССР подобно Насте или вырастет в целого человека,новое историческое общество?". Автор мог ошибиться, изобразив в виде смерти девочки гибель социалистического поколения, но эта ошибка произошла лишь от излишней тревоги за нечто любимое, потеря чего равносильно разрушению не только прошлого, но и будущего. Эта тревожность диктовала лучшие страницы его проз. "Язык" Платонова - главное, что есть в его произведениях. Он написал пьесу "Шарманка", драматургическое произведение, видение Платоновым диалога между Советским Союзом и Западной Европой.
Платонов привёз из Туркмении два произведения: рассказ "Такыр" и повесть "Джан". Произведения нежные, лирические, глубокие по смыслу. Он хотел написать про лучших людей в Туркмении, а в результате рассказал "Такыр" - это история женского рода, книга о положении женщин. Платонов верит в "слабый голос человека", верит в творчество, верит в нежность и человеческие чувства, несмотря на то, что происходит в стране. Рассказ "Фро" полон любви. Для Платонова главная тема - "тема народа". В рассказе "Фро" он сочувствует героине, но считает, что эпоха не располагает только к личному счастью. Это время требует от человека борьбы и усилий.
После войны А. Платонов пишет рассказ "Возвращение", о том, как людям сложно возвращаться в мирную жизнь. Все ложные представления о войне, что сломало не одну судьбу, разрушило не одну семью, Но заслуга в этой победе лежит на тех, кто сражался на фронте, и на тех, кто в человеческих условиях ковал победу в тылу.
В 1951 году Платонова не стало. Его смерть тогда не произвела большого впечатления, но спустя годы наследие писателя стало возвращаться в наше сознание.