Совпавшая с юностью Платонова революция сыграла в его жизни важную, благотворную роль. Стихи Платонова поражают невероятной гладкостью, опытностью, своей умелостью и подражательностью. Проза писателя совершенно другая. Она оригинальна, ни на кого и ни на что не похожа, он пишет своим языком. А поэт Платонов – продолжатель традиций классического русского стихосложения. Платонов публицист – это ультра революционер. Он верит в то, что революция это не просто политический переворот, не просто смена экономической формации. Для него революция – это переворот космический, переворот, который откроет людям совершенно иные горизонты.
Ранняя публицистика и поэзия Платонова – это радостный «плен мечты», желание устроить будущее страны и всего мира иначе.
В 1921 году в России случился страшный голод, для Платонова это был страшный удар, ему казалось, что после победы революции не может быть таких катастроф, что революция – это рывок в счастливое будущее. Главным врагом для человека оказалась природа. Платонов писал в публицистических статьях: «Природа ведет наступление на Россию. Природа – белогвардеец», то есть природа – враг, которого надо уничтожать, с которым надо бороться.
Отличие Платонова от других писателей заключается в том, что ему мало просто заклеймить словами голод, призывать общественность бороться с голодом в своих статьях и художественных произведениях, писатель пошел руками бороться с этим голодом.
Платонов считал, что любой писатель должен сначала руками что-то сделать, заслужить право писать.
Сарказм Платонова в «Городе Градове» вызван обостренным страхом и любовью к советскому строю, непримиримостью к его изъянам.
«Сокровенный человек» стал для писателя временным преодолением трагического видения жизни.
В 1927-1928 годах был создан один из самых великих русских романов ХХ века «Чевенгур» - диалог с утопией, роман о русской революции, как о конце истории. История о том, как социализм сам зарождается на русской земле. В романе нет идеализации революции, это попытка ее понимания.
Вслед за «Чевенгуром» наступает очень важная полоса в судьбе Платонова, связанная с теми изменениями, которые происходили в советском обществе. Наступает год перелома, год коллективизации. Этой теме Платонов посвятил хронику «Впрок» и повесть «Котлован». Там было много гротеска, иронии, сатиры.
В повести «Котлован» обращает на себя внимание противоречие между тем, что автор хотел сказать и тем, что у него сказалось. Автор мог ошибиться, изобразив в виде смерти девочки гибель социалистического поколения, но эта ошибка произошла лишь от излишней тревоги за нечто любимое, потеря чего равносильно разрушению не только прошлого, но и будущего
«Язык» Платонова цепляет, это главное, что есть в его произведениях. У него много фраз, взятых из плакатов и радиопередач.
Пьеса «Шарманка» - видение Платоновым диалога между Советским Союзом и Западной Европой.
В Туркмении Платонов создал два произведения: рассказ «Такыр» и повесть «Джан». Произведения нежные, лирические, глубокие по смыслу. Он хотел написать про лучших людей в Туркмении, а в результате рассказал «Такыр» - это история женского рода, книга о положении женщин. Платонов верил в «слабый голос человека», верил в творчество, верил в нежность и человеческие чувства, несмотря на то, что происходит в стране.
Этот гуманистический пафос особенно проявился в прозе, второй половины 30-х годов, когда Платонов не писал больших повестей, а писал рассказы.
В рассказе «Фро» мало политики и очень много любви. Платонов сочувствует героине, но считает, что эпоха не располагает только к личному счастью. Он считал, что время, в которое он живет – это время, которое не располагает к личному счастью, это время требует от человека борьбы и усилий.
После войны Платонов написал рассказ «Возвращение», о том, как людям сложно возвращаться в мирную жизнь. «Война спишет все» - это ложное представление, по мнению Платонова, сломало не одну судьбу, разрушило не одну семью. Но заслуга в этой победе в равной степени лежит и на тех, кто сражался на фронте, и на тех, кто в нечеловеческих условиях ковал победу в тылу.
В 1951 году А.Платонова не стало. Его смерть тогда не произвела большого впечатления. И только в 60-е, 70-е годы наследие писателя стало возвращаться в наше сознание.