Годы первой мировой войны, революции и гражданской войны становятся поэтическим расцветом М. И. Цветаевой. Начинаются переломные моменты в судьбе поэтессы. Она не принимает октябрьскую революцию, видя в ней восстание сатанинских сил.
В послереволюционные годы, поэтесса работает над циклом романтических пьес.
В период 1916-1921 год, Марина Цветаева пишет стихи к Блоку, она прославляет великого русского поэта. Их поэзию многое объединяет: трагическое ощущение одиночества, бунтарский дух, мятежность лирического повествования. В своем цикле поэтесса представляет Блока «рыцарем без укоризны», «ангелом», «божьим праведником». «Имя твое – птица в руке…» - заглавное стихотворение в цикле.
В эмиграции Цветаева пишет стихотворение, обращенное к Борису Пастернаку, в котором звучат ноты непередаваемой тоски и грусти о России.
В 1939 году Марина Цветаева возвращается в Россию. Очень скоро НКВД арестовывает ее дочь, а затем и мужа.
Последние стихотворения поэтессы полны философских размышлений о жизни и смерти, об одиночестве и последнем пристанище поэта.
Как Осип Мандельштам, Николай Гумилев и многие другие писатели, Цветаева становится жертвой сталинского тоталитарного режима. Одиночество, душевные страдания, состояние безысходности, приводят ее к гибели.
Увлечение книгами проявилась у Марины Цветаевой очень рано. Писать стихи начала еще в детстве, одно из первых ее стихотворение «Книги в красном переплете» посвящено книгам. 1910 году за свой счет издала первую книгу «вечерний альбом»
Первые сборники «вечерний альбом» и «волшебный фонарь» хорошо принимают в поэтических кругах. Творчество юной поэтессы высоко оценивают критики
В 1913 году М. Цветаева издает Третью книгу, которую называет «из двух книг», где она собирает лучшие, по ее мнению, стихи из первых двух книг.
В «Юношеских стихах» происходит становление М. Цветаевой поэта. Она не печатает «Юношеские стихи» отдельной книгой, но она печатает их в альманахах и журналах, наравне с крупными поэтами.
Цветаева много размышляет над назначением поэта, ощущая в себе этот дар. В «Юношеских стихах» проступает трагизм.
В 1912 году М. Цветаева мало пишет, потому что любовь вытесняет в жизни многое. У нее рождается дочь и чувства, ощущения и интуиция матери накладываются на поэтическую интуицию и поэтесса предчувствует надвигающуюся трагедию. Война перевернула не только жизнь Европы и России, она перевернула и жизнь Цветаевой.
Цветаева поэт не гармонии, а вызова и она ведет себя вызывающе. Она пишет стихотворение «Германии», в котором она совершенно ясно говорит о своей любви к Германии.
Книга М. Цветаевой «Версты» знаменовала собой новый (Московский) период творчества поэтессы. На место «детской» поэтики пришел огромный мир с его проблемами, драмами, испытаниями.
В стихах о Москве, она обретает новый голос. У Цветаевой появляется тема России.
Московская поэтика была противопоставлена Петербургской, но Цветаева смогла создать свой «нерукотворный град». Она создаёт свою «Цветаевскую карту Москвы»: «Семь холмов, как семь колоколов»
Поэзия Цветаевой усложняется, она становится все более контрастной, более гармоничной, более усложнённой.
Как встретила революцию Цветаева?
С самого начала она не принимает революцию. Пишет стихотворение «Царю на пасху». Сила Цветаевой в том ,что в ней просыпается настоящий «гражданский лирик». Гражданским должно быть - желание сказать, а стихи должны быть стихами. Она пишет целую книгу, посвящённую белой гвардии - "Лебединый Стан", поэму "Перекоп".
«Тема революции – заказ времени. Тема прославления революции – заказ партии» - писала Марина Цветаева.
Яркая особенность творчества поэтессы – тема любви. Цветаева считала свои стихи средством самовыражения, поэтому искренне писала о своих чувствах.
Вершиной любовной лирики стала «Поэма горы», в которой любовь представлена, как высокое, чистое чувство. А стихотворение «Мне нравится, что Вы больны не мной…» знаменито до сих пор. Оно о любви к недоступному мужчине. Героиня говорит ему о том, что она не больна им и счастлива, что он не болен ей также, но смысл произведения кардинально противоположен этому заявлению. Она на самом деле хотела бы пережить с ним все прекрасные любовные моменты, это выражается в печальном “увы”, но подобное невозможно.