1. Замятин пишет роман "Мы" в 1921-1922 годах. Впервые роман публикуется за границей в 1924 году, а в 1927 году печатается на русском без ведома автора и публикуется в эмигрантском издательстве в Праге. Этот выход романа не вызывает ни у кого претензий, только через два года, публикация не проходит цензуру за границей.
Публикация романа "Мы" стала значимым рубежом.
Роман представляет собой антиутопию, действия происходят в удалённом будущем. Жизнь персонажей проходит изолированно, в том городе, где все подчинено организованному расписанию - часовая скрижаль. Вместо имён цифровые и буквенные обозначения.
Автор мрачно предсказывает будущее, даже в концлагерях смерти заключённым давали номера.
Традиции сатиры дают о себе знать, за счёт своеобразной речи главного героя. Мы узнаем, что по его мнению лучшим произведением литературы, оказывается расписание дорог (там все строго и ясно). Но самая забавная ситуация, которую описывает герой Д-503 в своём дневнике в 35 записи. Он ранен, он решается совершить поступок: убить дежурную дома, в котором он живёт. Про которую подозревают, что она донесла на их тайную организацию и он обдумывает, как ее убьёт. Он рассматривает черты жертвы и прежде, чем убить решает завесить шторы. Но она подумала по-другому,что они будут заниматься любовью и он засмеялся и тогда понял, что хохотом тоже можно "убить". Отчетливо проступают следы замысла и исполнения убийства, как в классическом русском романе "Преступление и наказание", и отчетливо поступает альтернатива.
Таким образом Замятин за счёт опоры на литературную традицию предаёт своему страшноватому роману, от части элементы того ,что оно оказывается самым смешным его произведением.
2. Антиутопические мотивы в творчестве Е.Замятина и А.Платонова
Столь разные и по таланту, и по идеологическим, и по творческим установкам писатели - Е. Замятин и А. Платонов - создают общую жанровую картину, антиутопию.
Общественное значение антиутопий Замятина и Платонова очень велико, так в своих произведениях писатели прогнозирует развитие общества и показывают это читателю.
Антиутопия, как жанр литературы довольно активно развивается
в русской литературе. Фантастический мир будущего, изображенный в антиутопии напоминает мир утопий. Но выведенный в утопических сочинениях в качестве идеала, в антиутопии он предстает как глубоко трагический. Антиутопия изображает "дивный, новый мир" изнутри, с позиции отдельного человека, живущего в нем. Антиутопия обнажает несовместимость утопических проектов с интересами отдельной личности, доводит до абсурда противоречия, разумное государственное устройство оборачивается насильственной регламентацией человеческого поведения, технический прогресс -превращением человека в механизм.
В самом общем виде события, происходящие в "Котловане" Платонова, можно представить как реализацию грандиозного плана социалистического строительства. В городе строительство "будущего неподвижного счастья" связано с возведением единого общепролетарского дома. "Котлован" захватывает важнейшие сферы социальных преобразований конца 1920-х – начала 1930-х годов – индустриализацию и коллективизацию.
“Котлован” — предельно сжатый рассказ о закладке здания в городе и о недельном пребывании героев в близлежащей деревне. Но рассказ этот вместил в себя важные для Платонова философские, социальные и нравственные проблемы.
У Платонова жанр утопии постоянно адаптируется к новым ситуациям. В большинстве его произведений присутствует философствующий "искатель истины", который близок смысловой позиции автора и непрерывно комментирует и оценивает ход событий. Платоновская утопия не только находится на пересечении разных литературных жанров, но и совмещает в себе различные виды утопического мышления.
В романе Е. Замятина "Мы" прежде всего привлекает внимание то, с какой точностью автор описал наше время, изобразив государство технократии и предсказав развитие техники, освоение космического пространства. Но гораздо важнее те нравственные проблемы, которые поставил писатель в своем произведении.
Каждый из героев Замятина наделен какой-либо выразительной чертой: брызжущие губы и губы-ножницы, двоякоизогнутая спина и раздражающий икс. Особенно выразительны женские образы. Традиционная для антиутопии героиня-мятежница I-330. Страсть, которую она внушает Д-503, такая же болезненно острая, как и ее внешность. Однако в отличие от других героинь антиутопий, являясь борцом с новым режимом, все: и знание, и свой ум, и свою изящную внешность, и любовь, – использует в качестве действенного оружия в этой борьбе. Для нее человек – поле битвы и материал для обработки, любовь – оружие.
И у Замятина и у Платонова мы видим преобладание одних и тех же жанровых признаков – при всех различиях между стилевыми манерами. Антиутопия в творчестве этих писателей отличается от утопии, прежде всего, своей жанровой ориентированностью на личность, на ее особенности, чаяния и беды, словом, антропоцентричностью. Личность в антиутопии всегда ощущает сопротивление среды. Социальная среда и личность – вот главный конфликт антиутопии.