Поэт, прозаик, драматург, публицист – практически все виды словесного творчества одновременно заговорили в нём. Юноша начал писать стихи, которые поражали своей “гладкостью”, невероятной опытностью и подражательностью в плохом и хорошем смыслах. Проза Платонова совершенно оригинальна. Она ни на кого и ни на что не похожа, а вот поэт в нём продолжает традиции русского стихосложения. Платонов публицист - это ультра-революционер, человек который воспринимает революцию, как нечто космическое, то, что откроет людям совершенно иные горизонты. Его письму присуща неукротимая ярость и предельная смелость.
Платонов – очень русский писатель. Понимание русского национального мышления, которое не знает пределов и удержу, сконцентрировано в нём. Ему мало в своих статьях было заклеймить голод, он пошёл сам бороться с ним, работая губернским милиаратором. Он считал, что писатель должен заслужить право писать.
Ранняя проза Платонова полна фантастическими сюжетами. Сильная устремлённость в будущее и видение коммунизма по-своему сильно отличали его от других. Для него катастрофа - это норма, более того мир вне её невозможен.
Платонову прощали больше, чем другим писателям, если он писал про бюрократию, потому что он был из своих, рабочих. Подобные статьи в сатирическом направлении он писал из глубокой любви к революции. Его пафос объяснялся желанием очистить русскую революцию.
Невнимание критиков к нему оказалась спасительной для автора, а писал он в свободное от работы время.
"Чевенгур" - это диалог с утопией, роман о русской революции как о конце истории. История о том, как социализм сам зарождается на русской земле, там нет идеализации революции. Но коммунизм погибает и Платонов хоронит, тем самым создавая симбиоз нежности и отчаяния, что позволяет глубоко прочувствовать историю того времени.
В своих произведениях Платонов критиковал не коллективизацию, а её издержки. Эмоционально, интуитивно он сказал "Нет" тому, что происходит. А на уровне соображений, на уровне разума он говорил "Да, это необходимо, потому что если не будет колхозов, то кулаки всё задушат". В “Котловане” чувствуется очевидное противоречие между авторским намерением и его воплощением.
Язык Платонова цепляет, заставляя читателя как бы спотыкаться об него. Он использует фразы, взятые из плакатов, советских передач и тд.
Платонов не был врагом революции, но произведения с критикой некоторых вещей советской жизни воспринимались очень негативно, что сильно наносило удар по автору.
Для Платонова главной темой творчества является народ.
“Платонов – смотритель изначальной русской души”.