А. П. Платонов — оригинальный русский писатель, проживший недолгую жизнь, но оставивший заметный след в истории русской литературы XX века. В его произведениях отразились сила и слабость драматического времени: энтузиазм народа-строителя, созидателя и призрачность идеалов, за которые его агитировали представители новой власти, надежда на лучшее и трагедия концлагерей, арестов, высылки из родных мест в далекие края. Писатель сумел сам противостоять трагическим обстоятельствам и учил нас поступать так же мужественно, быть смелыми в принятии решений, самостоятельно мыслить, не быть мечтателями-утопистами.
В 1922 году вышел поэтический сборник молодого автора «Голубая глубина». Лирический герой его — энтузиаст, революционер, романтик. Стремлением освоить околосолнечное пространство живут инженеры-мечтатели в ранних рассказах А. Платонова «Маркун» (1921), «Потомки Солнца» (1921).
Однако постепенно вера в идеалы революции в сознании писателя уступает место тревоге. Повесть «Город Градов», созданная в 1926 году, носит сатирический характер. Ее герои думают уже не о переустройстве Вселенной, а о сложности и многогранности духовного мира человека, всячески унижаемого руководителями, подобными «государственному человеку» Ивану Шмакову, который пишет трактат «Принципы обезличивания человека с целью перерождения его в абсолютного гражданина».
В 1929 году печатается рассказ А. Платонова «Усомнившийся Макар». Герой рассказа — крестьянин Макар Ганнушкин — задает себе вопрос: «Что мне делать в жизни, чтоб я себе и другим был нужен?», размышляет на этот счет, сомневается в идеалах, рожденных советской действительностью. Произведение и его герой вызвали острую критику со стороны многих идеологов литературы.
Но несмотря на критику писатель создает одно за другим произведения, пронизанные болью за страдающий от произвола революционных властей народ: «Чевенгур» (1929), «Котлован» (1930), «Впрок» (1931), «Ювенильное море» (1934).
Роман "Чевенгур" , повесть "Котлован" - наиболее крупные произведения этого жанра, они показывают читателю масштаб личности Платонова-гуманиста, активно протестующего против бездумного преобразования действительности в угоду сиюминутным интересам, против построения "счастья без счастья", когда все, что делается, не приносит человеку осознания правильности совершаемого им, душевного покоя и уверенности в себе - и значит, не делает его счастливым. Строительство "котлована", забирающего людские жизни и души, оказывается бессмысленной тратой сил и не может ни на йоту изменить жизнь к лучшему, потому что оно по сути своей антиличностно, античеловечно, оно разделяет людей на "хороших и плохих", только как быть, если единственная возможность "улучшить" человечество имеет такой жутковатый вид: "Это значит: плохих людей всех убивать, а то хороших очень мало"?.. И «Чевенгур», и «Котлован» кончаются мрачно, как будто безысходным тупиком. Но это тупик избранного и оказавшегося ложным пути. Намеком на выход из тупика, на обновление, служит у Платонова образ дороги. Ведь что становится последним словом «Чевенгура», его надеждой? Дорога, открывающаяся впереди, которая выводит из само- разрушающегося мира Чевенгура.
Дальнейшее творчество писателя во многом и было попыткой проследить, куда приведет его героев эта дорога. Каков выход из утверждавшегося царства противоестественности, насилия, смерти, как спасти нормальный, натуральный уклад жизни? И со временем писатель приходит к тому, что, уйдя от глобалий, от всевозможных «всемирных» идей, следует прийти к малому, к тому минимуму, который в силах сделать отдельный человек. А минимум этот состоит в том, чтобы ткать живые островки солидарности и любви, думать в первую очередь не об общем счастье и светлом будущем для миллионов, но начать с того человека, который оказался волей судьбы рядом.