Роман «Мы» представляет собой антиутопию. Действия происходят в удалённом будущем. Жизнь персонажей проходит в изолированном от всего мира зелёной стеклянной стеной, городе, в котором все подчинено строжайше организованному расписанию, главный инструмент, руководящим действиями жителей города, - часовая скрижаль. Все люди одновременно встают, принимают пищу, работают и учатся по тому, куда в этот день должна быть направлена их деятельность. В сутках было предоставлено только два личных часа. Все в этом романе направлено на то, чтобы нивелировать все индивидуальное, личное. У всех отсутствуют волосы на голове, все одеты в одинаковую одежду, вместо имён у всех цифровые и буквенные обозначения.
Людей держат в подчинении разными способами, главным образом, манипулируя их представлениями о мире. Однако в цифровых и буквенных обозначениях все равно по-своему проявляются черты, свойственные носителям этих искусственных имен.
Самой забавной ситуацией, которую описывает герой Д-503 в своем дневнике в 35 записи, когда уже все плохо, раскрыт заговор. Он ранен, его возлюбленная И-330 подозревает, что он сам на неё донёс. И в этот момент он решается совершить "поступок": убить дежурную дома, в котором живёт. Он подозревают, что она донесла на их тайную организацию. Он обдумывает, как ее убьёт, как после этого отправится к героине И-330 и расскажет ей все про себя. Когда он с дежурной остаются наедине, он смотрит на место на ее шее и затылке, по которому собирается нанести удар. И в последний момент, прежде, чем убить, решает опустить шторы. Жертва пятится от него, думая, что они будут заниматься любовью, но он разражается хохотом и понимает, что смехом тоже можно убить человека. Отчетливо проступают следы замысла и исполнения убийства, как в классическом русском романе «Преступление и наказание». И отчетливо поступает альтернатива: что было бы, если бы старушка, к которой пришел Раскольников, решила бы, что он пришел ее не грабить и убивать, а совсем за другим.
Таким образом, Замятин, за счёт опоры на литературную традицию, предаёт своему страшноватому роману элементы того, что он оказывается самым смешным его произведением.
И в романе Замятина «Мы», и в повести «Котлован» Платонова изображаются люди и общество в целом. Естественно и то, что имеются отличия между реальной правдой и так называемой правдой произведений. В «Котловане» тяжелая и иногда непосильная работа – это избавление от необходимости думать, хотя это неправильно. У рабочих на первом месте стоит работа - они должны рыть котлован, причем делать это коллективно. У рабочих-землекопов нет личной жизни, нет возможности проявить себя индивидуально. Над всем главенствует работа, как достижение главной цели. Похожая проблематика имеет место в романе Замятина «Мы»: то, что считается правильным в Едином Государстве, не является правдой на самом деле. С самого начала романа речь идет не о людях, а о «нумерах»- это в высшей степени безнравственно и жестоко. Есть и прямое тому подтверждение: «Нет ничего счастливее цифр, живущих по стройным вечным законам таблицы умножения. Ни колебаний, ни заблуждений». Отрицается все светлое и доброе, в том числе и любовь. С точки зрения Единого Государства, любовь – это болезнь.
Получается так, что между несвободой и коллективным счастьем в романе "Мы" стоит знак равенства, пусть это и не является реальной правдой. Государство выработало свою методику, по которой производится лишение фантазии всего населения Единого Государства. Все это делается для более простого управления однообразной толпой. Именно в лишении «нумеров» свободы государство видит свою силу и коллективное счастье нации.
«Котлован» является по сути могилой будущей жизни, т.к. у общества просто не существует перспективы развития и стремления к чему-то человечному. На первое место выдвигаются совсем не те ценности, которые могли бы иметь место и приносить удовлетворение. Все в повести просто несчастные люди. Автор пытается предостеречь нас от последствий социальных экспериментов, но это происходит. Герои приобщаются к так называемой новой коммунистической жизни, чтобы отойти от своих проблем, придать смысл своей жизни. С самого начала было ясно, что жестокость и насилие никогда не заканчиваются хорошо - не получилось строительством котлована построить счастье на той крови, которая был пролита.
Произведения Замятина и Платонова затрагивают самые актуальные вопросы своего времени. Но в каждом произведении эти вопросы решаются по-своему.