№1
По мнению лектора, полемика между Виктором Мари Гюго и Графом Львом Николаевичем Толстым велась вокруг исторического образа Наполеона Бонапарта. Суть данного спора заключалась в том, что Гюго считал Наполеона "сверхчеловеком", он обожествлял его образ и вдохновлялся им, считал Наполеона и его гвардию высшим проявлением национального духа. Лев Николаевич Толстой же наоборот считал Наполеона низшим проявлением национального духа. Толстой как непосредственный участник военных действий, решил отразить в своем романе, что война по своей сути- это бардак, и что по настоящему победу определяет дух войска и дух истории.
№2
Лектор выделяет в романе 4 основных сюжетных линий:
Семья Ростовых. Не очень богатая, не очень умная, но очень добрая и слаженная семья с прекрасными отношениями.
Семья Болконских. Богатая семья аристократов.
Пьер Безухов. Незаконнорожденный сын богатого вельможи Кирила Безухова.
Долохов. Самая неприятная Толстому линия и персонаж. Так называемый "сверхчеловек"
Так же определяет 4 уровня действа:
Жизнь аристократии, так называемого общества.
Великие исторические персонажи, слой большой истории
Редкий уровень повествования. Народный слой, который максимально реалистичен.
Метафизический слой, на котором происходит вся жизнь природы.
Лектор повествует, что в романе на каждом уровне повествования, у главных героев есть "двойники".
На уровне большой истории:
Пьеру соответствует Кутузов. Пассивный, скрытный, но очень умный.
Долохову соответствует Наполеон. Самовлюблённый "сверхчеловечек"
Болконским соответствует Александр I, который появляется в романе не на долго, но его появление очень важно.
У Ростовых на этом уровне никого нет, потому что они не государственные люди.
На уровне Народа:
Пьеру соответствует Платон Каратаев, олицетворение всего простого, доброго и "круглого"
Долохову соответствует Тихон Щербатый, крестьянский "сверхчеловек".
Болконским соответствует Тимохин (капитан).
РОстовым соответствует Тушин, для которого война- дом родной. Добрый, простой, маленький и смешной.
На метафизическом уровне:
Долохов- огонь
Пьер- вода
Ростовы- земля
Болконские- воздух
№3
Лектор распределяет основных героев по четырём стихиям. Я считаю, что это утверждение обоснованно и необычно. Но с таким соотношением становится намного легче понять суть романа. Огонь- это губительная стихия, отлично характеризующая Долохова и Наполеона. Вода как самая враждебная для огня стихия, как раз относится к Пьеру, Кутузову и Каратаеву. Земля, как самая плодородная стихия, относится к Ростовым. Воздух стихия Князя Андрея, Александра, Тимохина. Это выражается в идеализме Князя Андрея и всех Болконских.
На основе ассоциаций со стихиями, роман Наташи и Пьера, дуэль Долохова и Пьера, и все взаимодействия персонажей, становятся понятны.
№4
Изначально роман "Война и мир" назывался "Декабристы" и был задуман как роман о декабристе, вернувшемся из ссылки, пересмотревшем свои взгляды, осудившем прошлое и ставшем проповедником нравственного самосовершенствования. На название и сюжет романа повлияли события того времени. Это неудача России в Крымской войне, отмена крепостного права и ее последствия. Дело в том, что до революции слово "мир" имело несколько значений. В романе же оно несёт массу значений, освещает важные стороны народной жизни, взгляды, идеалы, быт и нравы различных слоёв общества. В момент обдумывания названия и самого замысла романа, были озвучены такие названия как "три поры", "1805 год", "Всё хорошо, что хорошо кончается". Но в 1867 году название сменилось на "Война и мир"
5